Обращение пострадавшего в страховую после дтп

Обращение пострадавшего в страховую после дтп

обращение пострадавшего в страховую после дтп

В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.

Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
  • б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.


Обращение в страховую после ДТП по ОСАГО — европротокол

Европротокол — это наименование документа, который считается полноценным подтверждением факта ДТП. Важно, что европротокол заполняется исключительно самими участниками аварии, без присутствия сотрудников ГИБДД.

Чистые бланки европротокола каждый водитель получает вместе со страховым договором и полисом ОСАГО от своего страховщика. Документ применяется только в следующих случаях:

  • в ДТП столкнулось только два автомобиля;
  • имеется незначительный имущественный ущерб на сумму не более 50 000 рублей;
  • отсутствуют погибшие или пострадавшие;
  • у каждого участника аварии имеется действующий полис обязательного страхования автогражданской ответственности;
  • между водителями нет разногласий.

После заполнения европротокола потребуется предоставить его копию страховщику.

Заполнение извещения (европротокола) в страховую после ДТП по ОСАГО

Извещение можно считать главным документом, так как именно он устанавливает факт дорожно-транспортного происшествия и все его особенности. Бланк извещения должен быть заполнен всеми водителями, чьи автомобили так или иначе стали участниками ДТП.

Сам бланк извещения стандартно состоится из двух сторон:

  • лицевая самокопирующаяся;
  • обратная.

При заполнении данного документа каждый водитель должен понимать, что извещение просто подтверждает факт аварии и выявляет все важные для расследования факторы. Документ ни в коем случае не считается актом признания вины одного или нескольких автовладельцев.

Согласно «Правилам ОСАГО» бланк извещения должен быть заполнен при любом ДТП в случае причинения какого-либо ущерба — как имущественному, так и жизни и здоровью.

Рекомендации по заполнению

Заполнять бланк европротокола рекомендуется обычной шариковой ручкой. Это объясняется тем, что надписи, выполненные гелевой ручкой могут легко размазаться в случае попадания влаги, а карандашные записи очень просто подделать и изменить впоследствии. Все записи нужно делать максимально чёткими, а писать лучше с небольшим нажимом — так страховые компании водителей получат удобочитаемые экземпляры одного и того же документа.

—Не имеет значения, кто из водителей выберет А или В колонку. Принципиально важным считается использование одного комплекта бланков извещений, чтобы документы были идентичными.

Заполнение лицевой стороны бланка

Лицевая сторона извещения состоит из множества граф и полей, каждое из которых нужно заполнить в обязательном порядке. Обычно каждый водитель выбирает себе графу «А» или «В» и заполняет её самостоятельно (пункты 1-8 «Общие сведения» и пункт 17 «Схема ДТП» заполняются одним и тем же водителем по согласию сторон).

«Общие сведения» — это информация о месте дорожно-транспортного происшествия, времени аварии, фактах имеющихся повреждений и даже погибших. Следует максимально внимательно отнестись к заполнению этой графы, уточнив как адрес места аварии, так и точное местное время. К тому же потребуется указать и множество сопутствующих ДТП деталей (например, примерная оценка имущественного ущерба или наличие свидетелей).

«Данные о транспортном средстве и собственниках» — эти графы заполняются водителями собственноручно. Потребуется вписать наименование марки, модели и идентификационные номера автомобилей (по ПТС) и полные фамилию, имя, отчество каждого из владельцев авто.

«Сведения о водителях» — в эту графу вписываются персональные данные каждого из волителей. Обязательно нужно указать дату рождения, адрес (прописка и фактический), номер телефона для связи и номер водительских прав. Если за рулём находился не собственник, а другой водитель, это необходимо также указать: потребуется вписать номер доверенности или путевого листа, на основании которого посторонний водитель управляет автомобилем собственника.

«Сведения о страховых компаниях» — графа отведена специально для того, чтобы участники ДТП указали наименование своих страховщиков, а также номер и период действия полиса ОСАГО. В том случае, если автомобиль имеет страховку КАСКО, тоо в пункте «ТС застраховано от ущерба» потребуется просто поставить галку в квадрате «Да».

«Повреждения и схема ДТП» — принципиально важный пункт на лицевой стороне бланка. Поэтому перед тем, как заполнять эту графу, необходимо согласовать между собой схему аварии, чтобы она ни у одного из водителей не вызывала сомнений или нареканий. Важно отметить стрелкой именно место первого удара при столкновении (место, а не те элементы кузова, которые были повреждены).

Так же отмечается и характер имеющихся повреждений. Необходимо составить перечень деталей, которым нанесен ущерб, а также кратко охарактеризовать степень этого ущерба:

  • царапина;
  • деформация поверхности;
  • разрыв;
  • трещина;
  • вмятина.

В графе нужно полностью описать все видимые глазу повреждения. Внутренний ущерб будет выявлен только в ходе экспертизы.

Если не будет описания внешних повреждений, то страховщик может сделать вывод о том, что элемент был поврежден либо до ДТП, либо после. В связи с чем компания может отказать в компенсации по ОСАГО.

Схему дорожно-транспортного происшествия необходимо прорисовать как можно тщательнее. На рисунке должны быть указаны реальные расположения всех дорожных знаков, разметки, светофоров и т. п.

«Обстоятельства ДТП» — пункт, к заполнению которого следует отнестись максимально внимательно. В момент аварии автомобили могли выполнять самые разные маневры (от стоянки до обгона), поэтому необходимо точно отразить маневр своего транспортного средства в момент столкновения.

В конце этого пункта имеется позиция «Указать количество отмеченных клеток». Это очень важно, так как другой водитель легко может подделать какие-либо обстоятельства ДТП, если не отметить своевременно эту позицию.

«Замечения и подписи водителей» — в этой графе каждый из водителей может добавить свою версию случившегося. Чаще всего эта графа дополняет графу «Обстоятельства ДТП». Если водители подписываются в документе, значит, разногласий по поводу представленной в нем информации у них нет.

Заполнение оборотной стороны бланка

На другой стороне извещения потребуется указать все дополнительные сведения о ДТП, не вошедшие в графы на лицевой стороне. Оборотную сторону бланка каждый водитель заполняет собственноручно.

«Обстоятельства ДТП» — еще раз раскрыть все обстоятельства аварии, указать идентификационные данные своего транспортного средства.

«Информация о ТС» — подчеркнуть, кто был за рулем в момент ДТП — собственник или водитель по доверенности.

«Дополнительные сведения» — информация об ущербе. Необходимо указать, может ли автомобиль передвигаться самостоятельно после аварии. В том случае, если в салоне имеется видеорегистратор, об этом обязательно нужно написать в этой графе.

В некоторых случаях обратной стороны бланка не хватает, чтобы полноценно и подробно описать все обстоятельства ДТП. В этом случае можно на чистом листе бумаги продолжить описание. На бланке извещения нужно написать «с приложением» и указать количество страниц приложений.

Нюансы заполнения извещений

Согласно ПДД и «Правил ОСАГО», извещение обязательно должно быть составлено между двумя водителями. В тех случаях, если в ДТП столкнулись три и более автомобилей, то бланки заполняются с тем водителем, который был перед вами и с тем, который после вас.

В том случае, если машина принимала пассивное участие в ДТП (например, ее подтолкнули на светофоре), необходимо указать данный факт в извещении.

В случае разногласий один из водителей может отказаться подписывать извещение и даже заполнять бланк. Тогда потребуется самостоятельно заполнить все графы документа, а также попытаться привлечь свидетелей и очевидцев аварии.

Всегда ли нужно вызывать ДПС на место аварии

Последние изменения в «Правилах ОСАГО» разрешают водителям-участникам ДТП самостоятельно оформить бланк извещения без вызова сотрудников ГИБДД. ДПС не потребуется в следующих случаях (составляется европротокол):

  • в аварии нет пострадавших или погибших;
  • в столкновении участвовали только два транспортных средства;
  • общая сумма ущерба не превышает сумму 50 000 рублей;
  • между водителями нет разногласий по поводу виновности в ДТП.

И без сотрудников ГИБДД невозможно зарегистрировать факт ДТП в следующих случаях:

  • есть пострадавшие или погибшие;
  • автомобили получили существенный ущерб;
  • в ДТП попало три и более автомобиля;
  • один из водителей скрылся с места аварии;
  • у одного из участников отсутствует полис ОСАГО/КАСКО;
  • между водителями-участниками нет единой точки зрения на обстоятельства аварии.

Обращение в страховую после ДТП, если есть пострадавшие

Более сложными случаями получения выплат считаются ДТП с пострадавшими. На место аварии обязательно нужно вызвать скорую помощь и ГИБДД. Извещение составляется в присутствии сотрудников ГИБДД — так можно избежать разногласий и споров об обстоятельствах ДТП.

Также сотрудниками ГИБДД будет составлен протокол о правонарушении на водителя — виновника ДТП. Извещение и протокол — основные документы, необходимые для обращения в страховую.

Как составить заявление на выплаты по ОСАГО?

Для получения компенсации по ОСАГО по дорожно-транспортного происшествия необходимо написать заявление. Его можно отправить заказным письмом в офис СК или, придя туда, написать на месте. Пишется оно на имя директора.

В настоящее время не установлена стандартная форма заявления. То есть оно пишется в свободной форме. Однако здесь следует указать некоторые вещи.

  1. ФИО директора.
  2. Паспортные данные, ФИО, номер телефона и домашний адрес заявителя.
  3. Требуемая сумма компенсации.
  4. Реквизиты для перечисления средств.
  5. Подпись заявителя и дата.

При личном обращении, в офисе СК можно взять бланк для заявления и уточнить интересующие моменты. Вместе с заявлением прикладывается пакет необходимых документов. В случае если в страховую компанию обращается не владелец полиса, а его представитель, помимо основных бумаг, потребуется еще и доверенность, заверенная нотариусом.

Если мне не нравится, как отремонтировали машину?

Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.

В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.

О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.

  1. Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
  2. На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
  3. Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы б\у, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.

Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО – это одно из последних изменений в законодательстве 2020 года.

О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.

Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о финансовом уполномоченном:

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

К сожалению, все эти манипуляции занимают очень много времени, а суд и вовсе может длиться около года, поэтому необходимо сразу настраиваться на то, что быстро получить страховое возмещение от страховщика, который не исполняет свои обязательства не получится.

Соглашение между страховщиком и потерпевшим

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.

Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.

  • После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
  • После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.

В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.

Оспорить данное соглашение в суде в 2020 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.

Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *